Стать щедрым меценатом собственных духовных проектов!

 

 Геноцид и угроза развала России.

Судя по всему, пик обострения событий в Южной Осетии пройден. Политики, журналисты, политологи уже приступили к активному анализу результатов и возможных последствий трагедии и фарса на Южном Кавказе. Произошедший ужас очередной раз показал весь цинизм и надменность многих политиков. В очередной раз людей разделили на "игроков" и "пешек". Как всегда игроки остались при своем и в лучшем случае готовятся к очередной партии. А то и просто строят схемы "распила гуманитарных бабок". "Кому война, а кому мать родна" - тема вечная и необычайно для России близкая. Через нее мы нарвались на революцию в ходе 1-й Мировой войны, на ней моральные уроды нагрели руки и сколотили состояния в недавнюю Чеченскую кампанию. Уверен, что впереди нас ждут разоблачения очередных финансовых мародеров  по Южной Осетии.

 "Пешкам", т.е. простым людям, из которых дельцы от политики делают и экстремистов, а главное жертв конфликтов пора понять, что им самим надо заранее думать, где и когда подведут их к очередной бойне.  Где и когда под видом проявления их воли будут удовлетворяться амбиции ненасытной до власти и денег "элиты". А ее много и она - и национальная, и региональная,  и мировая – имеет свои цели и амбиции. Совпадение этих амбиций с интересами простых людей явление редчайшее. Видно в мировой политике времена фигур масштаба Махатмы Ганди и  Мартина Лютера Кинга канули в Лету. Выживать надо самим. Значит, надо думать, где и по какому поводу может рвануть очередной конфликт.

Судя по всему, это может быть опять Кавказ - Краснодарский край, а еще точнее Сочи, а еще точнее Красная Поляна – столица Олимпиады 2014. Подробно о причинах можно прочитать в моей статье «Роковая случайность?». Отмечу то, о чем в статье не говорилось.

В ходе югоосетинского конфликта впервые из уст российских политиков самого высокого уровня  относительно российского народа (а южные осетины это практически часть единого осетинского народа, подавляющая часть которого граждане России) прозвучало слово «геноцид». Подчеркиваю – впервые, не по отношению к армянам, к чему мировая общественность уже привыкла, а к осетинам. Уверен, что всех нас ждет новая волна требований и обвинений относительно геноцида от других народов Кавказа. И в первую очередь – это требование признания геноцида черкесов – основных и ранее самых многочисленных народов Западного Кавказа -  со стороны Российской империи.

Эта тема давно поднята разными организациями на всех политических уровнях, так как имеет под собой страшные по накалу и трагичности последствия Кавказской войны 19 века. Что еще подпадает под понятие геноцид, как не изгнание и истребление полутора – двухмиллионного адыго-абхазского сообщества народов и доведения их численности на исторической родине до нескольких десятков тысяч. При этом  подобно индейским племенам Америки многие из черкесских племен погибли полностью.

            Чтение исторических документов и научных трудов, посвященных той Кавказской войне и ее последствиям, занятие тяжелое. Ибо у людей совестливых вызывает сильные чувства и эмоции: от стыда – до гнева.  Самое страшное заключается в том, что относительно тех событий у госчиновников и их казенных ученых есть глупая идея – если тему не поднимать, то она как-нибудь сама и «рассосется». Господа, пока не поздно, «выньте головы из песка»!  Впереди Олимпиада 2014 года. Она как специально по воле Провидения будет проходить в Красной Поляне, которая есть Кбаада. А это последний очаг сопротивления черкесов. Здесь 21 мая 1864 года был проведен  парад Русской Армии в честь «окончательного покорения Кавказа». 21 мая 2014 года будет юбилей - 150 лет со дня официального завершения «Русско – Кавказской войны 1817 – 1864 г.». Умолчать или проигнорировать не получится. Уже сегодня и в Сети и в других СМИ нарастает количество публикаций на эту тему. Пока мы, многонациональный народ России, не загнали себя в угол, пока провокаторы от политики и спецслужб в России и за ее пределами не превратили проблему в очередной кровавый конфликт, надо предпринимать меры к его упреждению. Еще есть время, еще не пройдена «точка не возврата», нужна добрая, умная политическая воля! Ну можно хоть раз попробовать  сделать это относительно Кавказа! При этом уже сегодня местным жителям не быть идиотами, которых напичкают шовинизмом и национализмом и втянут в братоубийство, а политикам понять, что если рванет там и в такое время, последствия будут катастрофические для всей России.

 Если мы хотим сохранить целостность России, то искусственная реанимация памяти о войнах и конфликтах прошлого недопустима. Но те из них, что мешают гармонизации межнациональных и национально-государственных  отношений должны быть объектом заботы и работы со стороны государства.  Не примирив историческую память российских народов, не сформировав единого самосознания нации, мы обречены на бесконечные межнациональные и межрелигиозные конфликты в настоящем и будущем.

 

            Предложение ко всем кому дорога Россия – на государственном уровне начать подготовку комплексных мероприятий по 150 - летию Кавказской войны. В их рамках подготовить и провести накануне Олимпиады «Сочи 2014» специальную миротворческую спортивную олимпиаду «Открытые Нартские Игры». Главное не впадать в крайности и проявить друг к другу добрую волю.

 

Азамат Джендубаев,

Философ.

 

 

 

 Роковая случайность?

Олимпиада «Сочи 2014» на фоне 

предстоящей юбилейной даты -

150- лет со дня официального

 "покорения Кавказа" - 

 завершения Кавказской войны 1817-1864 г.

21 мая 1864 года на Северо-Западном Кавказе в урочище Кбаадэ, где теперь курорт и будущая столица зимней Олимпиады 2014 года  Красная Поляна, был проведен победный парад Русской Армии. Он ознаменовал собой покорение Кавказа и окончательную победу над черкесами, коими порой именовали не только предков нынешних адыгов, но и всех коренных жителей Северного Кавказа от Дагестана до Абхазии. Такое совпадение в пространстве и времени невозможно придумать. Что это – знак Провидения или роковая случайность? Похоже, что знак. Чему же научила нас та война? Чему еще научит? И что с таким историческим наследием делать?

Здесь не обойтись без краткого экскурса в прошлое. Из-за важности своего географического положения, наличия огромных природных богатств Кавказ издревле был зоной «жизненных интересов» разных государств. Сохраняя объективность, следует признать, что к 19-му веку (началу активного «покорения Кавказа») общественная и экономическая жизнь части северокавказских народов находилось в упадке. Так, например, «золотым веком» государственности у предков адыгов (кабардинцев, черкесов и адыгейцев), абазин и абхазов был период античности и  средневековья – государства Синдика и Зихия. У предков осетин и карачаевцев – времена могущества Аланского царства. Сильные государственные образования были с 12 века у предков народов Дагестана, например Аварское ханство, Казикумухское шамхальство. Процессы формирования на Северном Кавказе крупных государственных образований прерывались нашествием гуннов, татаро-монголов, а затем хана Тимура. При этом в войнах погибла  значительная часть населения. Все это привело к тому, что к началу 19-го века Северный Кавказ представлял собой картину народов, находящихся на различных стадиях развития, разрозненных, враждующих между собой в междоусобных войнах. Ханства, княжества и вольные союзы племен в Дагестане, Чечне, Кабарде и Черкесии не могли долго противостоять более мощным соседям. Они неизбежно оказывались жертвами столкновения интересов соседних государств. С 16-го века в лице  Турции, Крымского ханства, России, а также  держав претендовавших на мировое господство - в первую очередь Англии. 

В своем стремлении расширить зону влияния и приобрести новые экономически и политически важные территории на южном направлении Российская Империя начинает активные действия на Кавказе после победы над Наполеоном. Ход военных событий освещен в литературе по Кавказской войне достаточно широко. Чаще всего описываются известные события на Восточном Кавказе,  на территориях Чечни и Дагестана, где сопротивление горцев, во многом благодаря природным условиям высокогорья, носило длительный и ожесточенный характер. Оно велось под руководством имамов Кази-Магомеда, Гамзат-бека и Шамиля. В меньшей степени описаны и известны события на Северо – Западном Кавказе. Хотя именно здесь решался стратегический для России вопрос выхода к Черному морю и приобретения территорий с самыми богатыми в мире черноземами – Черкесии (нынешний Кубанский край). Для того чтобы представить себе обыденную картину военных действий того времени достаточно обратиться к документам. Из Записок командующего Русской Армией генерала А.П. Ермолова: «От начальника штаба получил я донесение, что он сделал вторительный поиск за Кубань. Первое нападение произвело такой ужас между жителями ближайшими к нашей границе, что они сколько можно отдалились к горам... Внезапно напал на три ногайские аула, в совершенной беспечности бывшие, с потерею двух человек вырезано до 400 душ всякого возраста и обеего пола, взято в плен 566 душ и более 2 тыс. рогатого скота». «Чеченцы не послушали предложения, защищались с ожесточением... Многие из жителей, когда врывались солдаты в дома, умерщвляли жен своих в глазах их дабы во власть их не доставались... Женщин и детей взято в плен до ста сорока... но гораздо большее число вырезано было, или в домах погибли от действий артиллерии или пожара. Солдатам досталась добыча весьма богатая. Селение состояло из 200 домов; 14 сентября разорено до основания... Пример Дадан-Юрта распространил повсюду ужас...» (Записки А.П. Ермолова 1798-1826. – М., 1991., стр. 392, 338-339).  

Покорив сначала Восточный, а затем Северо-Западный Кавказ Россия сталкивается с проблемой включения в новую жизнь завоеванного населения. С учетом постоянной угрозы новых мятежей и необходимостью обеспечения безопасности на границах Империи по договоренности между Россией и Турцией начинается переселение, а фактически изгнание черкесов со своих земель. Вот выдержки из столичного журнала «Дело», который в своем первом номере в 1884 году публикует  статью с материалами отчетов из дипломатического ведомства России в Турции.  Сначала Турция «...принимала черкесов очень охотно. Большинство переселенцев были люди состоятельные и никаких особых забот о себе не требовали. К тому же все черкесы были от природы воины – и это было очень на руку туркам...». Но когда по требованию Англии турки усилили агитацию за  переселение и поток людей увеличился ситуация стала иной. В сообщении русского консула от 10 июня  1864 года сообщается: «В Батум прибыло около  6.000 тысяч черкесов, смертность 7 человек в день. В Трепезонде высадилось 247.000, из них умерло 19.000 душ, ко времени написания письма осталось в Трепезонде 63.290 черкесов, из них умирало 180-250 человек в сутки; В Самсуне и окрестностях было 110.000 душ; ежедневная смертность достигла 200 человек...» (Материалы для истории черкесского народа. Кавказские горцы., Краснодар, 1927 г. стр. 8-9). Переселении обрело обвальные масштабы в том числе за счет агитации со стороны  турецкого и местного мусульманского духовенства. Изгнанные черкесы расселялись по границам Османской Империи, в частности на Балканах, и использовались турецким правительством для  охраны дорог, подавления мятежей и других карательных акций.

Следует особо отметить, что практически вся тогдашняя политика Османской империи была построена под влиянием и в интересах Британской короны. Роль Англии в истории Северного Кавказа до сих пор не получила должного освещения и оценки. Архивы Британского Парламента хранят прямые свидетельства того, что весь сценарий военной кампании на Кавказе был подчинен решению двух ключевых задач по защите национальных интересов Британской короны. Это недопущение России в Иран и дальше в Индию, и препятствование мирному включению в состав России воинственных черкесов, использование которых, по признанию самих англичан, делало русскую армию непобедимой. Последующие события времен  Первой Мировой войны подтвердили обоснованность английских оценок. Сформированная из кавказцев, так называемая «Дикая дивизия», была одной из самых дисциплинированных и боеспособных в  Русской Армии. Признание природной воинственности и доблести горцев Россией  выражалось в их службе в личной охране царя - Собственном Его Императорского Величества Конвое. Конечно, все было не так просто и, как известно, это элитное подразделение одновременно с функцией охраны царя выполняло роль почетных заложников из «знатнейших кавказских родов». Но это не умаляет отмеченных  качеств  горцев.

Англичан, как всегда серьезно, беспокоили только угрозы своим интересам: колониальным владениям в Индии, а также сохранению транзита товаров через Кавказ из Азии в Европу. Не случайно прекращение активной поддержки англичанами военных действий горцев на Северном Кавказе совпадает с открытием Суэцкого канала в Египте и последовавшим изменением маршрута транспортировки колониальных товаров.Странно, но словно эхом прошедшего 19-го века звучали и порой еще звучат сегодня имена имама Шамиля, шейха Мансура, а очередного «усмирителя» Кавказа сравнивают с генералом Ермоловым. Опять мир услышал о продаваемых и покупаемых «кавказских пленниках», звучат названия когда-то уже покоренных и уничтоженных горных аулов. Создается впечатление, что та Кавказская война еще не закончилась. А как же парад в 1864 году? А как же память о только официально погибших  77 тысячах русских солдат, офицеров и генералов? А как же понимать гибель сотен тысяч черкесов - мужчин, женщин, детей, стариков - погибших и изгнанных на чужбину в Османскую империю? Империю принявшую их, надо сказать, люто! Так, что из более чем двух миллионов попавших туда изгнанников, более половины погибли. Это только людские потери Кавказской войны. 

 Что важно понять всем нам сегодня?

Накал военных действий, их длительность, огромные человеческие потери оставили о той войне не просто память. Создается впечатление, что войны как торф могут тлеть без видимого огня десятки, а то и сотни лет. Стоит только появиться «благоприятным» условиям и они вспыхивают вновь.Каждая война и вооруженный конфликт имеют конкретные экономические и политические цели. Но зачастую эти цели скрыты от рядовых участников руководителями или заказчиками событий. Скрыты за лозунгами, которые затрагивают, как говорится «за живое», большие группы тех или иных народов. Наивно полагать,  что во время военных столкновений люди гибнут только из-за того, что им платят деньги. Нет, конечно. Срабатывают  глубинные эмоционально-психологические механизмы, хранящиеся в исторической памяти народов. Так было и будет всегда. Достаточно вспомнить насколько эффективнее стала работать советская пропаганда и как повысился боевой дух  солдат во время второй мировой войны после того, как Сталин дал указание использовать глубоко почитаемые в русском народе имена выдающихся полководцев прошлого, а также подогревать ненависть к немцам, воскресив память о  крестоносцах Тевтонского ордена.

Надо давать себе отчет в том, что территория Кавказа как была, так и остается очагом явных и потенциальных конфликтов. Можно еще долго кивать на экономические трудности и происки врагов - «международных террористов».  Но пока политическая элита России не будет способна понять, что надо заниматься примирением историческое памяти народов России -  мы обречены на встречи с фантомами прошлого. Наивно полагать, что отношения российских народов-участников Кавказской войны могут быть разрешены временем без специальных программ и усилий со стороны государства.

Как показывает опыт народов Западной Европы - повышение уровня жизни не влечет за собой автоматическое уничтожение основ национализма. Все как раз наоборот. С 70-х годов 20 века в Европе наблюдается так называемый «этнический парадокс». В условиях удовлетворения первичных потребностей людей в пище, жилье и т.п. проблемы  этнической самобытности не исчезают, а переходят на новый уровень. При этом методы и накал борьбы носят почти «туземный» характер. Достаточно посмотреть на то, что и как происходит в Северной Ирландии или в экономически самой высокоразвитой области Испании «Стране басков», в Бельгии, на французской Корсике. Это не проблема мигрантов из бывших колоний, это намного серьезнее.

Власти не надо питать иллюзий – потенциальные очаги конфликтов имеются практически по всему Северному Кавказу и не только. Особо угрожающий характер они обрели после развала Советского Союза. Практически в один день народы РСФСР оказались в новой «старой» России. Возник целый комплекс проблем,  в том числе идеологического и социально-психологического характера. Так, если в советское время завоевательная политика Российской Империи объяснялась через классовый подход, «политику царизма» и т.п., то сегодня до сих пор нет единых критериев оценки исторических событий, как прошлого, так и настоящего.  Впервые в новейшей истории России возникла проблема некоей коллективной ответственности и вины народов России друг перед другом за деяния своих предков. Такая ситуация чревата целым рядом потенциальных конфликтов не только на Северном Кавказе, но и в Поволжье, других регионах России.

Память о военных  поражениях, боль за понесенные жертвы, потерю государственной независимости – это достаточно мощный и опасный дремлющий «запал».Русские при этом не исключение. У них есть свои счеты и обиды к другим народам. Тем же татарам, выходцам из Кавказа, а теперь и к «неблагодарным собратьям» по бывшему СССР и Варшавскому Договору. История неоднократно доказывала в прошлом и доказывает сегодня - войны не заканчиваются до тех пор, пока они продолжаются  в головах людей. А для того, чтобы они закончились надо понять их причины и, что еще важнее, сделать выводы. Важны уроки, как всегда уроки.

 Если мы хотим сохранить целостность России, то искусственная реанимация памяти о войнах и конфликтах прошлого недопустима. Но те из них, что мешают гармонизации межнациональных и национально-государственных  отношений должны быть объектом заботы и работы со стороны государства.  Не примирив историческую память российских народов, не сформировав единого самосознания нации, мы обречены на бесконечные межнациональные и межрелигиозные конфликты в настоящем и будущем.

А может быть стоит наконец-то всерьез занятся не "покорением", а "замирением" Кавказа. Пока есть время и средства, взять и начать создавать комплексную программу по подготовке и проведению накануне Олимпиады 2014 "Открытых международных Нартских Игр". Великий народный эпос многих кавказских народов о благородных богатырях - НАРТАХ мог бы  стать объединющим началом для подлинно братского единения всех тех, кто любит Спорт и Россию, желает мира всем народам, независимо от своей национальности, веры и места проживания. И пусть это будет честная борьба современных богатырей в традиционных народных видах спорта - бросании камней, подъеме валунов, рубке бревен, джигитовке и других. И пусть соревнуются наши парни - русские и абазины, черкесы и осетины, вайнахи, карачаевцы,  дагестанцы, татары, буряты, украинцы ... вмете с богатырями из Ирландии, Германии, Америки, Эстонии ... А потом пусть победители создадут Братство Нартов и признесут клятву мира, и пусть они в белых черкессках с красивыми серебряными кинжалами, обнявшись станцуют ритуальный танец вокруг пылающего хлебосольного очага ...  Мечта? А вдруг получится!

К сожалению сегодня за национальную политику России на федеральном уровне никто не отвечает. Впереди Олимпиада – 2014. Строим объекты, думаем об экологии. Этого достаточно? … Да, еще интенсивно возрождаем и вооружаем казачество. К чему бы это? Россия...21-й век.  Храни всех нас Бог. 

 

Азамат Джендубаев,

философ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ceминар в стиле «ДжАз»

«Дороже всего стоят честные люди». Или почем нынче этика в бизнесе?

 

Смех, ироничные улыбки, возгласы - «Вы о чем?! Это – шутка?». Но, явно всех охватывает возбуждение. 

Значит, «зацепило» за что-то больное и значимое. А всего-то почти наивный, если не сказать глупый вопрос: «Можно ли оставаться нравственным человеком, занимаясь бизнесом в современной России?». Где звучит вопрос? Среди «своих», наших руководителей бизнеса. Кому предложено отвечать? Им самим. Обвал.… Как - то не принято в приличном обществе вести разговоры о деньгах, а тем более расспрашивать, сколько Вы зарабатываете? А если еще и спросить -  как у Вас при этом с нравственностью, как самочувствие,  совесть спокойна? Это уже явный перебор! Вы лезете не в свое дело, в запретную зону. Но это «дело» и «запретная зона» реальны, более того, напрямую связаны с вашим бизнесом.  И, как это ни странно звучит, не только успех вашего бизнеса, но и его смысл напрямую связаны с тем, как вы себя чувствуете, какой ценой платите за деньги.

   

Ведь, как ни крути, бизнес – это в первую очередь зарабатывание денег.  «Не учите меня жить! Лучше помогите материально!». Крылатая фраза из легендарного фильма стала едва ли не главным лозунгом нашего времени. Надо отметить справедливым лозунгом, с небольшой поправкой на понятие помощи при решении материальных проблем.

Можно ли финансово измерить выгодность этичного, нравственного поведения в бизнесе? Выгодно ли, с точки зрения бизнеса, быть честным? Не надо лукавить, если вам захотелось ответить утвердительно. Вероятно, все обстоит не так просто, как хотелось бы. Во всяком случае, надо честно признать, что этичное поведение однозначно выгодно тем компаниям, которые дорожат своей репутацией, как составной частью брэнда. И не потому, что им просто нравиться быть этичными, им это выгодно финансово! Не секрет, что зачастую стоимость брэнда в общей оценочной стоимости известных компаний доходит  до восьмидесяти процентов. При этом подлинным носителем брэнда являются не владельцы компаний, а их клиенты и покупатели. Это они готовы доплачивать значительные деньги только за марку, «имя» производителя товара. Как можно терять такие деньги производителям! Можно добавить еще ряд факторов неизбежно влияющих на финансовую прибыльность этичного поведения. В первую очередь это сокращение денежных расходов на кросс - культурные издержки. Не секрет, что не то что в разных странах, но и в пределах России, в разных регионах  люди придерживаются особых правил поведения. Все зависит от местной культуры, традиций, религии и т.д. Издержки при отказе от учета «местных особенностей» могут обречь на неудачу любые бизнес - проекты. Это у вас это взятка, а здесь это - проявление уважения, это у вас можно с женщиной здороваться за руку, а здесь за это убить могут, это у вас разделяют служебные и личные отношения, а здесь этого не понимают и так до бесконечности. В этом случае этичность обозначает максимальный учет местной специфики и тактичность поведения. Как показывают исследования «культурно гибкие» международные компании имеют темпы роста прибыли в десятки раз большие, чем их конкуренты.

Ну, вот опять! На Западе, крупные компании! И так почти на всех семинарах, тренингах. Пока в теории - все хорошо, а как для реальной российской «прозы жизни», так остается одна романтика приятных переживаний. А то еще хуже - за что деньги платили?..  Знакомое чувство? Вероятно, да. Но у нас все по-честному. А потому окунемся в нашу «прозу».

Основное количество наших бизнесменов сконцентрировано не в крупном, и тем более не в транснациональном бизнесе. А это значит – в малом и среднем бизнесе. И сразу слышаться: «Ну и как здесь выживать с экономической этикой? Не до того!». Но в том и секрет, что экономическая этика играет в малом и среднем бизнесе не менее  значительную роль. Этичное поведения, как в крупных, так и в малых компаниях приносит прибыль через раскрепощение и эффективное использование человеческих ресурсов. За счет сплочения коллектива создается синергетический эффект, когда дважды два равно не четырем, а пяти. Современные технологии управления человеческими ресурсами привели к тому, что экономическая этика стала развиваться в форме корпоративной культуры, а в последнее время и в форме «корпоративной религии»! И все во имя, в первую очередь, повышения экономической эффективности. С точки зрения религиозной этики, безусловно, возникает много вопросов и противоречий. Но, с точки зрения бизнеса, прогресс. Цинично? Да. А что делать? Вероятно, задуматься: нравственно ли предъявлять бизнесу претензии морализаторского характера? Нет. Регулировать правила игры должны правительство, парламент, возможно Церковь, общественные организации. Но не в виде голой критики, а через регулирование законодательства. Создание таких условий, когда этичное поведение компаний поощряется, создает для них более благоприятные условия деятельности. А бизнес на то и бизнес, чтобы зарабатывать деньги, создавать рабочие места и т.д. Пользуйтесь!

Что же  тогда этика с точки зрения бизнеса? Правильно – один из мощных ресурсов повышения эффективности предпринимательской деятельности. Как этого добиться в России, да еще и в малом и среднем бизнесе когда сплошь и рядом процветают взяточничество и другое беззаконие. Попробуем разобраться.

Для начала признаем научный факт, что мораль и нравственность – это различные понятия. Мораль вырабатывается обществом, чаще всего с опорой на религиозные ценности, для того, чтобы ввести обще приемлемые правила поведения. Она выступает как внешнее требование общества к своим членам. Нравственность – внутренняя система ценностей, которой руководствуется человек. Может ли быть моральным безнравственный человек? Может, и таких людей очень много. Внешне - очень приличных, но при этом очень далеких от нравственных законов. Оборотную сторону таких людей чаще всего могут увидеть только члены их семьи или другие близкие люди. Однако это отдельная проблема.

Важно другое – какой бы маленькой ни была компания, в ней всегда есть свои неписаные правила поведения и отношений. Они определяются тем нравственным климатом, который формируется либо стихийно, либо сознательно. В первую очередь он зависит от руководства компании, ее владельца и руководителей. Вопрос в том, помогают они, эти правила, или мешают. С помощью экономической этики возможно создание своего позитивного, экономически и морально здорового микроклимата даже в тяжких российских условиях. Для руководства компании есть повод задуматься и принять решение как использовать этот ресурс. Безусловно, если компания ориентирована на долгосрочное существование, ее беспокоит репутация, имидж, а возможно и брэндинг, то она предпримет меры к созданию механизмов по оптимизации отношений своих сотрудников. Миссия, кредо, этический кодекс могут сослужить хорошую службу. Помочь в этом могут профессионалы. Очень важно избежать возможной ловушки, когда внешне моральные требования этического кодекса будут идти в разрез с поведением руководства. Ведь управлять и манипулировать – это две большие разницы. Надо помнить, что в той же мере, в какой руководство будет «иметь» своих сотрудников, они в силу своих возможностей будут «иметь» это руководство. Процесс как в природе -  обоюдный.

Честные люди стоят дорого. Они требуют к себе внимания и затрат. Практически любого человека в бизнесе можно сделать честным. Для этого требуется лишь одно – ввести правила игры, которые он примет и будет честно выполнять вместе со всеми членами бизнес - команды. Важно чтобы в нее входили все – от шефа до технических сотрудников.  Трудно не согласиться с тем, что человеческие ресурсы  представляют собой нематериальные активы, которые находятся в человеческом сознании.

                                                            

                                                                                                        Азамат Джендубаев,

философ

              



Copyright © 2003-2024 TCW.RU техподдержка
Сопровождение